Что такое добровольчество

Я уверен, что без развития добровольчества РПЦ не сможет сколь-нибудь ощутимо и системно откликнуться на запрос общества. От церкви ждут конкретных дел в социальной сфере

Милосердие.ru

Диакон Андрей КУРАЕВ

О ВЕРЕ И ЮНОШЕСКОМ МАКСИМАЛИЗМЕ

Из выступления на Съезде православной молодежи Украины

   Когда я в прессе читаю, что в Православной Церкви мало молодежи, потому что православные закостенели в своих догматах и у них тоталитарная система послушания, я говорю: ложь все это. Да, в православных приходах молодежи меньше, чем нам хотелось бы. Но не потому, что у нас много тоталитаризма, послушания или смирения. Наоборот, слишком мало послушаний в нашей реальной приходской жизни. Обратите внимание, число молодых прихожан в большинстве наших приходов в точности равняется числу алтарников. Молодой человек не может просто так ходить в храм, в нем слишком много энергии, сил. И он желает во что-то их вложить, что-то делать. И вот если ему батюшка даст послушание, то через это послушание этот неофит прикипит к жизни прихода, к нашей вере и пойдет дальше по церковному руслу. А если батюшка ему скажет: "Ну, ты, милый мой, знаешь что: ты вот креститься хочешь? - хорошо: давай крестись, вот тебе книжечка - почитаешь, по воскресеньям к нам в храм ходи, маму-папу слушайся, хорошо учись. Все, до свидания. Приходи в следующее воскресенье", - то этот юноша почти никогда потом не придет. А попадет он в секту. Там ему скажут: "Значит, так: родителей не слушай, институт бросай, из дома уходи, не забудь телевизор захватить, продать - деньги дашь мне. Жить будешь у меня в подвале, спать будешь три часа в день, с утра до ночи будешь проповедовать на улице, собирать мне деньги на дачу". Юноша скажет: "О! Вот оно - настоящее дело! Вот настоящий смысл моей жизни!" Чистая душа молодая ищет, в чем смысл жизни. Именно это главный вопрос для молодой души: "Имеет ли смысл моя жизнь?" А жить имеет смысл (и это называют юношеским максимализмом) только ради того, за что не страшно умереть. Придать смысл жизни может только то, что придает смысл смерти. И поэтому молодой человек обращается к религии. Он ищет максимума - если это подлинное обращение. Он ищет, как всего себя принести в жертву. А мы предлагаем ему ходить по праздникам. Так вот, моя просьба: как можно больше умножайте число послушаний на приходах. Одно из них - миссионерское. Создать такую группку образованных молодых прихожан, которые вели бы миссионерскую работу. В пределах храма хотя бы. Вот они будут встречать новопришедших людей. Это заставило бы самих этих ребят лучше узнать Православие. Богословие наше - практическая наука. Здесь нет места для абстрактного теоретизирования. В мою душу и мой ум входит только то, что есть в жизни. Когда понимаешь - ради чего? Не просто книжку для себя читаешь, а думаешь: "Вот я сейчас изучу историю Церкви и Литургию и отвечу тому человеку, который придет к нам в следующее воскресенье в храм, и ради него это запомню, и ему потом передам". Итак, во-первых, повод к такому образовательному пути важно дать на приходе. Во-вторых, вы понимаете, что те люди, которые встретят такой прием в наших храмах, они потом, конечно же, в этих храмах и останутся.

Послушания у молодежи на приходе могут быть самые разные. Очень важно, чтобы любой человек - юноша или девушка - приходя в храм, понял, что теперь не одна, а две новые тропинки появились в его жизни. Одна тропинка - путь от дома до храма, а другая - путь из храма куда-то дальше: в дом престарелых, в детскую школу-интернат, на реставрационные работы в храме, в библиотеку и так далее.

Когда мы говорим о работе с молодежью, то очень важна интонация: с каких позиций мы собираемся говорить? Для молодого человека, как мне представляется, самая малоприятная ситуация, когда к нему обращаются сверху вниз. И если мы будем обращаться к ним от имени власть имущих, например, приходит православный и говорит: "Теперь - я главный", - то в этом случае молодежь от нас убежит.

И еще. Вот только вчера здесь, в Киеве, мне подарили один журнал. Журнал этот издает представительство Европейского Союза в Украине. В этом официальном издании Евросоюза был помещен перевод на украинский язык интервью премьер-министра Бельгии, который сейчас исполняет обязанности председателя ЕС. В этом интервью глава Европы прямо заявляет, что "нельзя в наше время жить и умирать по Библии или по Корану". Значит, жить по Библии - это, оказывается, грех с точки зрения современного глобализма. И вот в этих условиях впору задуматься: не живем ли мы на пороге новых гонений. И, может быть, об этом стоит честно говорить именно молодым людям. Потому что юношеское мышление - жертвенно. Если мы скажем: "Иди с нами - и ты будешь с властью!", - то молодой человек ответит: "Да нет, пожалуй, не пойду". А если мы честно скажем: "Если ты будешь с нами, то это путь очень трудный, путь приключений и злоключений", - то, быть может, молодое сердце как раз на это и отзовется.

Я хотел бы коснуться традиционного обвинения в наш адрес: "Вы, православные, излишне консервативны и поэтому молодежь к вам не идет!" На мой взгляд, все обстоит несколько иначе. Консерватизм Православия, мне кажется, очень привлекательный для людей, особенно молодых. Потому что Православие дает своей консервативностью возможность человеку вырваться из плена современности. Мы должны уметь объяснить молодым душам, что они несвободны. Для молодого человека свобода - это идол. А что такое свобода? Лет десять назад в Якутии беседовал я с тамошними детьми в школе и спрашивал: "Вам хорошо здесь жить?" "Нет, - отвечают, - плохо: морозы минус сорок, солнышка месяцами не видим, кислорода не хватает, потому что нет лесов". Спрашиваю дальше: "А почему вы здесь?" "Родители привезли". Детишки там - из Украины, из Молдовы, из Поволжья. Их родители приехали алмазы добывать. "Скажите, - говорю, - а ваши родители добровольно сюда приехали?" "Добровольно, у нас ГУЛАГа нет, их никто не конвоировал". "Итак, ваши родители знали, что здесь тяжелые условия жизни, что вам здесь тяжело, и все равно приехали". Почему? Они приехали сюда за долларами. Вот, оказывается, в чем несвобода - худшая, чем человек с автоматом. Когда целью своей жизни ставят коллекционирование купюр! И, оказывается, родители в жертву этому своему желанию принесли даже здоровье детей. Я говорю это не ради того, чтобы вы возненавидели своих родителей, а ради того, чтобы вы поняли, какой тонкий облик может принимать рабство человека. Когда человеку кажется, что он свободен, а на самом деле им владеет страсть. Кстати, слово "страсть" в переводе на русский обозначает не просто сильное влечение или страдание, а страдательный залог, то есть то, что вторгается в меня и лишает свободы. И вот объяснить бы молодому человеку, как на самом деле им правят страсти. У английского писателя Чарльза Диккенса есть такой эпизод. Мистер Пиквик торопится по делам, останавливает кеб - повозку. Он взгромождается в эту повозку, озирается и вдруг видит, что он оказался в странной ситуации: сам - крупного телосложения, кебмен - тоже человек нехилого десятка, повозка - огромная, а лошадь - тощая кляча. И Пиквик спрашивает извозчика: "Простите, милейший, а ваша кляча повезет такую тяжесть?" На что извозчик отвечает: "Не извольте беспокоиться: главное - заставить сделать ее первый шаг". После этого кеб набирает скорость, и кляча убегает от него, чтобы он ее не задавил. Вот это и есть принцип нашей несвободы, когда не я владею моими реакциями и чувствами, а они страстно давят на меня. Надо попробовать привести молодым людям примеры из их жизни: смотри, какая несвобода есть в тебе на самом деле - зависимость от мнения о тебе друзей, от твоих похотей, от мечтаний, которыми переполнена твоя голова после просмотра западных фильмов. Подумай: свободен ты или тобою управляют? Управляют твоими реакциями, твоим языком, когда ты восклицаешь: "вау!" - ведь вложили же тебе эти дивные возгласы в голову. Так вот, задача религии и была в том, чтобы заметить все эти невидимые нити несвободы - и порвать их, и придти к свободе, истинной свободе во Христе.

Я считаю, что очень важно, чтобы наш рассказ о Православии перед лицом молодых людей мог умело передать традиционные ценности нашей церковной жизни - даже идеи послушания и смирения, аскетизма и воздержания - на языке, который был бы привлекателен для молодого человека. Для молодого человека, ребенка боевая терминология - это то, что ему очень близко. И если мы скажем: "Молись, постись, смирись", - он не узнает здесь себя. А если скажем: "Восстань против хозяина мира сего! Выйди на брань против него!" - то почувствует что-то свое.

По поводу консерватизма расскажу еще одну историю. Не знаю, быль это или подделка. В начале 60-х годов в одной школе двое мальчиков-погодков из одной семьи отказались вступать в пионеры. Их спрашивают: почему? Они говорят: "Нам папа не велел". Вызывают папу на ковер. И директор начинает: "Это Вы не велели детям вступать в пионеры?!" Он отвечает: "Да, я". "Как Вы посмели?! Почему?!" "Знаете, мы христиане, а ваши пионеры - атеисты. Чего нашим детям-христианам там делать?" "Как?! Вы что, в Бога верите?" "Да, в Бога верим". "Как так можно?! Наша наука доказала, что Бога нет! Что ж, по-вашему, все наши ученые ошибаются, а Вы - правы?" "Милая моя, ну что мы будем о других говорить? Мы - со Христом останемся. Ладно?" "Да как Вы можете?! Мы ракеты в космос запускаем! Белка и Стрелка уже три раза всю планету с орбиты облаяли! А Вы еще в Бога верите!" "Ну, я не знаю, что там делали Белка со Стрелкой. Но мы, можно, со Христом останемся?" "Что ж, по-вашему, наши ученые, космонавты, партия лично во главе с товарищем генсеком - все не правы, а Вы - правы?" "Ну что мы все о других? Мы не будем других осуждать, но мы останемся со Христом". "Значит, все - в ногу, а Вы - нет? Все - по течению, один Вы - против течения?" И тут у этого человека иссякает христианское терпение, и он говорит: "Милая моя, но ведь по течению только нечистоты плывут". Так вот: Церковь смогла плыть не по течению. Наш церковный консерватизм - в одежде, календаре, богослужебном языке, догматах, системе ценностей - означает, что Церковь жива! И она умеет плыть против течения! И вот современному молодому человеку его жизнь предоставляет более чем достаточно возможностей, чтобы быть современным. Блуждать в Интернете, например. А Церковь дает тебе возможность раз в неделю вырваться из плена твоей современности, подышать воздухом иных эпох, другими глазами посмотреть на мир, приобщиться к вечной традиции Православия. бботу. Итак, антихрист подделывает православные чудеса. А значит, охотится он на православных. То есть мы с вами имеем честь принадлежать к той Церкви, против которой будет воевать антихрист. А значит - "сия есть вера апостольская, сия есть вера отеческая, сия вера вселенную утвердит".

На початок сторінки

Сайт создан в системе uCoz